14 апр. 2013 г.

Фрида не была бы Фридой, если бы она не была мексиканкой. Конечно, сила с которой она передавала в своих работах "наболевшие женские" темы (примирения-расставания с Диего Ривера, бесплодие, физические недомогания...) трогают многих.

Но форма, избранная Кало, - ярко выраженная, национальная и колоритная - вот что заставило ее принять высоколобых критиков в сонм великих художников. 
Вполне вероятно, что появление национального элемента изначально было связано с влиянием на нее творчества Диего Ривера, который на момент знакомства с Фридой был художником с уже сложившейся манерой. Ривера любил изображать национальное с определенным героическим пафосом. И, конечно, же национальное воплощалось не только в изображении современной ему мексиканской культуры. Иллюстрации индейских мифов были плодотворной почвой и для политиков с замашками культурологов, и для Ривера, тяготевшему к определенному монументализму.

Диего Ривера "Легенда о Кетцале"

Фрида  же использовала национальный аспект как один из методов самомифологизации.
Изначально она изображала себя в креольских платьях. Непривычных для США и Европы, и уже старомодных в Мексике.

Фрида Кало "Автопортрет на границе между Мексикой и США" 1932

Позже платья на ее картинах начинают обретать традиционные цвет и контраст. хотя и не сразу. Цветы и украшения еще неброские, на них нет акцента.


Фрида Кало "Автопортрет для Льва Троцкого" 1937

Окончательный приход Фриды к национальному платью очевиден на картине того же 1937 года - "Память или сердце". Одежда становится символами сердца и памяти. При этом мексиканское с индейскими мотивами платье, расположенное "рука об руку" с фигурой Фриды. Что весьма недвусмысленно изображает осознанный выбор художницы - она сама себе мода, к тому же, ей покалеченной, нечего терять. Она предпочитает национальную память (и становится ее "визуальным" воплощением).

Фрида Кало "Память или сердце" 1937 г.

Картина "Две Фриды" 1939, на которой одна Фрида изображена в колониальном платье, а вторая в индейско-мексиканском, с подачи самой художницы объясняет нам заложенный в платьях смысл. Израненная Фрида обретает цельность в национальном.

 Фрида Кало "Две Фриды" 1939 г.

Цветы в волосах и броская бижутерия знаменуют "возвращение" Фриды к индейской культуре. 

Фрида Кало "Автопортрет для II" 1940 
Многочисленные птицы-обезьянки еще более подчеркивают сближение Фриды с индейским началом.

....
Впрочем, думается, "монобровь" тоже являлась для Фриды своеобразным знаком принадлежности к индейской культуре;)


                                                    Фото для обложки "Вога" 1939 .


0 коммент.:

Отправить комментарий